Уважаемые коллеги!
18 мая 2015г. на базе МАОУ СОШ №10 в 15.00 в рамках работы РМО биологии и экологии Ленинского района состоялся районный мастер-класс «Формирование экологической культуры обучающихся
через социальное партнерство», который проводили Плотникова Т.А., учитель биологии и Швец И.Г, учитель биологии ОУ № 181.
Тезисы:
Тезисы:
Плотникова
Т.А., учитель биологии
МАОУ СОШ
№10 с углубленным
изучением
отдельных предметов,
г.
Екатеринбург
Формирование экологической культуры
обучающихся через социальное партнерство
В настоящее время все более
актуальным становится исследование ресурсно-экологических проблем с позиции
основ дисциплин экологии и права. Определено это следующими обстоятельствами:
- большинство экологических проблем
в стране обусловлено наличием некачественного ресурсно-экологического
законодательства.
- в стране нет надлежащих
экономико-правовых механизмов расчета и доказательства реального причинения
экологического вреда, из-за чего потери окружающей среде наносятся все более
ощутимые и необратимые.
Вот почему нами успешно ведется
работа с обучающимися по индивидуальным исследовательским проектам, связанным с
эколого-правовыми проблемами Урала и современной России. Такие
исследовательские проекты являются логическим итогом интегрированного подхода
обучения учащихся: физиологии растений, биологии, географии, экологии, экологического
права.
Представляем некоторые темы: твердые
бытовые отходы – угроза экологической безопасности (на примере г.
Екатеринбурга); предотвращение водного голода г. Екатеринбурга; визуальная
среда современного городского жителя (на примере г. Екатеринбурга); влияние
Интернет-ресурсов на нравственное воспитание подростка; российский подросток в
социальной сети «Интернет»: опасности нравственного и физического здоровья
Животные в городе: моральные и правовые аспекты гуманного отношения; значение
скрининга кожного импеданса в оценке функционального состояния внутренних
органов у рептилий и пресмыкающихся.
Такая деятельность невозможна
без социального партнерства. Открытость образования предполагает прозрачность
целей, формирование в общественном сознании понимания зависимости качества
жизни от состояния образования - его качества, доступности, всеохватности,
объединения различных социальных групп и вовлечения их в процесс развития
образования в качестве партнеров. Социальными партнерами становятся индивидуальные
и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного
образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики,
способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем
становления и развития его системы.
Партнерские
отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий,
эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех
его участников, их взаимообогащением, то есть - совместное развитие системы
ценностей.
В нашей школе
ведется большая работа по формированию экологической культуры у учащихся.
Выступаем на выставках
различного уровня. Представляем материалы, отражающие природоохранную
деятельность юных экологов, социальные взаимодействия с различными
организациями. Нами реализуются проекты, направленные на:
-
решение вопросов сохранения окружающей среды;
- формирование ценностного отношения
обучающихся, их родителей и педагогов к своему здоровью и здоровью окружающих
людей;
- развитие стойкой мотивации к
здоровому стилю жизни, включая безопасное поведение в окружающей природной
среде;
- воспитание сознательного и
ответственного отношения к растительному и животному миру в современном
постиндустриальном обществе;
- формирование научного
мировоззрения, активной социальной позиции, творческого мышления детей
средствами дополнительного экологического образования.
Участвуем в различных эколого-агитационных
акциях. Такое участие дает возможность привлечь экологическую общественность
Свердловской области к обсуждению актуальных проблем, связанных с
экологическими опасностями, которым подвергается окружающая среда нашего
мегаполиса в связи с не всегда обдуманными действиями бизнеса, власти и наших
граждан.
12 июля 2014г. МАОУ СОШ №10 с
углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга представляла
многолетний опыт экологической работы учащихся и учитель биологии школы на V
Международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2014 в рамках круглого стола
«Переработка техногенных образований в Свердловской области. Законодательство в
сфере обращения с отходами».
Помимо исследовательской работы
учащиеся под руководством учителя биологии Плотниковой Т.А. на выставке
представили «Живой экологический журнал «Город моей мечты», который выпускается
на базе школы в течение ряда лет. В рамках журнала школьники проводят различные
экологические акции, мероприятия, выступают на конкурсах и выставках различного
уровня.
Для участников «Круглого стола»
учащиеся провели экологический урок, на котором рассказали об актуальных
экологических проблемах нашего города, таких как, твердые бытовые отходы -
угроза экологической безопасности г. Екатеринбурга; о необходимости
предотвращения «водного голода». Призвали жителей, общественность, власти города
и области к охране окружающей среды и рациональному использованию природных
ресурсов.
Ребята сами придумали, рисовали и
оформляли материалы экологической акции, писали тексты, стихи, проводили
исследования по каждой теме, заявленной в акции.
Участники «Круглого стола» -
представители Министерства экологии и природных ресурсов Свердловской области,
НИИ экологии и рационального использования природных ресурсов, Уральской
торгово-промышленной палаты, экологи предприятий и работники
научно-исследовательских организаций и вузов - с большим пониманием и интересом
отнеслись к проблемам, которые в своем выступлении озвучили дети.
Участники экологического отряда
школы отмечены Дипломом Международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2014».
Свой опыт мы распространяли на РМО биологии и экологии Ленинского района
г. Екатеринбурга, и на Городской Ассоциации естественнонаучного цикла МБУ ИМЦ
«Екатеринбургского Дома Учителя» .
Такая работа
позволяет создать условия для осознанного восприятия и грамотной экологической
оценки состояния окружающей среды, своего здоровья, что способствует развитию
элементов экологической культуры и экологического мировоззрения.
Таким образом,
социальное партнерство обеспечивает качество и доступность образовательных
услуг, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, что создает благоприятные
условия для развития экологической культуры учащихся. Обобщение и
распространение собственного опыта на мероприятиях различного уровня.