вторник, 19 мая 2015 г.


Уважаемые коллеги!
     18 мая 2015г. на базе МАОУ СОШ №10 в 15.00 в рамках работы РМО биологии и экологии Ленинского района состоялся районный мастер-класс «Формирование экологической культуры обучающихся через социальное партнерство», который проводили Плотникова Т.А., учитель биологии и Швец И.Г, учитель биологии  ОУ № 181.

Тезисы:


Плотникова Т.А., учитель биологии
МАОУ СОШ №10 с углубленным
изучением отдельных предметов,
г. Екатеринбург
Формирование экологической культуры обучающихся через социальное партнерство

В настоящее время все более актуальным становится исследование ресурсно-экологических проблем с позиции основ дисциплин экологии и права. Определено это следующими обстоятельствами:
- большинство экологических проблем в стране обусловлено наличием некачественного ресурсно-экологического законодательства.
- в стране нет надлежащих экономико-правовых механизмов расчета и доказательства реального причинения экологического вреда, из-за чего потери окружающей среде наносятся все более ощутимые и необратимые.
Вот почему нами успешно ведется работа с обучающимися по индивидуальным исследовательским проектам, связанным с эколого-правовыми проблемами Урала и современной России. Такие исследовательские проекты являются логическим итогом интегрированного подхода обучения учащихся: физиологии растений, биологии, географии, экологии, экологического права.
Представляем некоторые темы: твердые бытовые отходы – угроза экологической безопасности (на примере г. Екатеринбурга); предотвращение водного голода г. Екатеринбурга; визуальная среда современного городского жителя (на примере г. Екатеринбурга); влияние Интернет-ресурсов на нравственное воспитание подростка; российский подросток в социальной сети «Интернет»: опасности нравственного и физического здоровья Животные в городе: моральные и правовые аспекты гуманного отношения; значение скрининга кожного импеданса в оценке функционального состояния внутренних органов у рептилий и пресмыкающихся.
Такая деятельность невозможна без социального партнерства. Открытость образования предполагает прозрачность целей, формирование в общественном сознании понимания зависимости качества жизни от состояния образования - его качества, доступности, всеохватности, объединения различных социальных групп и вовлечения их в процесс развития образования в качестве партнеров. Социальными партнерами становятся индивидуальные и коллективные субъекты, разделяющие ценностные установки современного образования, заинтересованные в выработке единой образовательной политики, способные действенно поддержать образование в решении реальных проблем становления и развития его системы.
Партнерские отношения могут рассматриваться в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, то есть - совместное развитие системы ценностей. 
В нашей школе ведется большая работа по формированию экологической культуры у учащихся.
Выступаем на выставках различного уровня. Представляем материалы, отражающие природоохранную деятельность юных экологов, социальные взаимодействия с различными организациями. Нами реализуются проекты, направленные на:
-  решение вопросов сохранения окружающей среды;
- формирование ценностного отношения обучающихся, их родителей и педагогов к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
- развитие стойкой мотивации к здоровому стилю жизни, включая безопасное поведение в окружающей природной среде;
- воспитание сознательного и ответственного отношения к растительному и животному миру в современном постиндустриальном обществе;
- формирование научного мировоззрения, активной социальной позиции, творческого мышления детей средствами дополнительного экологического образования.
Участвуем в различных эколого-агитационных акциях. Такое участие дает возможность привлечь экологическую общественность Свердловской области к обсуждению актуальных проблем, связанных с экологическими опасностями, которым подвергается окружающая среда нашего мегаполиса в связи с не всегда обдуманными действиями бизнеса, власти и наших граждан. 
12 июля 2014г. МАОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга представляла многолетний опыт экологической работы учащихся и учитель биологии школы на V Международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2014 в рамках круглого стола «Переработка техногенных образований в Свердловской области. Законодательство в сфере обращения с отходами».
Помимо исследовательской работы учащиеся под руководством учителя биологии Плотниковой Т.А. на выставке представили «Живой экологический журнал «Город моей мечты», который выпускается на базе школы в течение ряда лет. В рамках журнала школьники проводят различные экологические акции, мероприятия, выступают на конкурсах и выставках различного уровня.
Для участников «Круглого стола» учащиеся провели экологический урок, на котором рассказали об актуальных экологических проблемах нашего города, таких как, твердые бытовые отходы - угроза экологической безопасности г. Екатеринбурга; о необходимости предотвращения «водного голода». Призвали жителей, общественность, власти города и области к охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Ребята сами придумали, рисовали и оформляли материалы экологической акции, писали тексты, стихи, проводили исследования по каждой теме, заявленной в акции.
Участники «Круглого стола» - представители Министерства экологии и природных ресурсов Свердловской области, НИИ экологии и рационального использования природных ресурсов, Уральской торгово-промышленной палаты, экологи предприятий и работники научно-исследовательских организаций и вузов - с большим пониманием и интересом отнеслись к проблемам, которые в своем выступлении озвучили дети.
Участники экологического отряда школы отмечены Дипломом Международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2014».
Свой опыт мы распространяли на РМО биологии и экологии Ленинского района г. Екатеринбурга, и на Городской Ассоциации естественнонаучного цикла МБУ ИМЦ «Екатеринбургского Дома Учителя» .
Такая работа позволяет создать условия для осознанного восприятия и грамотной экологической оценки состояния окружающей среды, своего здоровья, что способствует развитию элементов экологической культуры и экологического мировоззрения.
Таким образом, социальное партнерство обеспечивает качество и доступность образовательных услуг, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, что создает благоприятные условия для развития экологической культуры учащихся. Обобщение и распространение собственного опыта на мероприятиях различного уровня.