четверг, 12 декабря 2013 г.

     11 декабря 2013г. учителя РМО биологии и экологии активно участвовали в городском семинаре-практикуме "ЕГЭ: проблемы и пути решения".
     На семинаре-практикуме выступала руководитель РМО биологии и экологии - Плотникова Т.А., учитель биологии МАОУ СОШ №10. 

Тезисы:
Важной целью российского образования на современном этапе его развития становится обеспечение качества обучения на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Согласно концепции модернизации общего среднего образования ученик становится равноправным субъектом образовательного процесса.
Результатом процесса формирования субъекта должен быть обучающийся, способный самостоятельно формулировать цель деятельности, выбирать средства для ее выполнения и оценки качества.
Все это определяет актуальную проблему - формирование независимой системы оценки результатов обучения, которая повысит доступность профессионального образования для всех территориальных и социальных слоев общества.
Единый государственный экзамен - это испытание, форма проверки знаний и умений, устанавливаемая государством, общая для всех выпускников, сочетающая функции выпускной аттестации и вступительных испытаний.
На данный момент не существует единой, отвечающей всем требованиям методики подготовки к ЕГЭ по биологии.
В связи с этим возникает проблема: как следует организовать процесс обучения предметной области «Биология» для подготовки учащихся к Единому экзамену.
Цель: разработка и теоретическое обоснование деятельности учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ в процессе обучения биологии.
Исходя из цели сформулированы следующие задачи:
1.                                     Усилить контроль за подготовкой учащихся к новой форме аттестации.
2.                                     Провести диагностическую работу и выявить проблемы.
3.                                     Выработать определенную систему подготовки учащихся к ЕГЭ, которая будет способствовать успешной сдаче экзамена.
4.                                     Способствовать формированию положительных мотивационных установок у учащихся и родителей к ЕГЭ.
5.                                     Ориентировать на конкретный понятийный аппарат, требующий от учащихся усвоения на разных уровнях деятельности – от запоминания и достаточно высокого уровня репродукции до построения логических умозаключений и творческого применения знаний.
6.                                     Обеспечить учащимся необходимый уровень усвоения знаний большинства биологических понятий, включенных в систему базового биологического образования.
7.                                     Научить учащихся работе с учебником, извлечению их него важной информации, установлению взаимосвязей между отдельными фрагментами текста, содержащимися как внутри параграфа, так и в разных.
8.                                     Научить работе с заданиями, отличающимися по своим формулировкам, типологиям, уровням сложности.
9.                                     Научить приемам с информацией – от тренировки памяти до систематизации материала, его трансформации в текст, таблицу, график и обратно.
Вопрос подготовки к ЕГЭ в течение года находится на  внутришкольном контроле. Проходит работа с бланками, КИМами, посещаемость занятий учащимися, наличие информационных стендов в классе, организация подготовки к ЕГЭ на уроках и индивидуальных занятиях.
При составлении плана подготовки учащихся к ЕГЭ тщательно анализируются результаты предыдущего года.
В основном это ошибки в решении генетических и цитологических задач, в результате отсутствия сформированного навыка их решения из-за малого количества времени (1 час в неделю).
Составляется план подготовки учащимся к ЕГЭ в 10 классе. Проводится диагностическая работа, и выявляются пробелы.
Активно используются сайты: ФИПИ, Решу ЕГЭ, где можно самостоятельно составить большое количество вариантов для проверки знаний.
Электронный диск издательства «Дрофа» - Готовимся к ЕГЭ, который дает возможность самостоятельно составлять до 1000 разнообразных вариантов с готовыми ответами и бланками.
В результате работы были сформулированы рекомендации для учащихся:
1.                                          Работая по подготовке к экзаменам, систематизировать уже имеющиеся знания, используя справочники, а также сборники схем и таблиц по разным разделам биологии.
2.                                          Если будет такая возможность, то позаниматься дополнительно на специальных курсах по подготовке к ЕГЭ, на которых можно будет отработать технологию и навыки работы с заданиями ЕГЭ.
3.                                          При работе с контрольно-измерительными материалами внимательно читать задания и контролировать полноту их выполнения.
4.                                          Если еще не начали, то срочно начать систематизировать знания по курсам ботаники и зоологии, анатомии на основании знаний курса общей биологии.
5.                                          Рассматривать процессы и явления, не только используя знания по биологии, но и широко пользуясь знаниями, приобретенными на других предметах (метапредметность).
Уделяется большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, факультативах и индивидуальных занятиях, отмечая ответы непосредственно в бланках. Проводится ряд репетиционных работ по биологии по материалам ЕГЭ.
Проводится многомерный анализ результатов учебных достижений (табличный процессор Excel); электронные таблицы дают возможность производить расчеты по формулам, осуществлять индивидуальный характер усвоения, корректировать содержание и методику обучения.
На данном этапе более перспективными и мобильными видами проверки образовательных достижений школьников являются: терминологический диктант, решение биологических задач, заполнение схем, таблиц, тестирование (с выбором одного или нескольких ответов, на определение соответствия и последовательности предложенных элементов).
Эти проверки позволяют быстро установить обратную связь с учащимися, определить результаты усвоения ими учебного материала, систематически контролировать знания и умения большого числа школьников.
Основным требованием при оценке образовательных достижений учащихся остается обеспечение полноты проверки усвоения изучаемого материала, т.е. обязательной подготовки, которая зафиксирована в стандарте. В то же время в проверочную работу включаются задания для выявления учащихся, достигших более высоких уровней подготовки.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие выводы:
1.                                 Создать условия для развития самостоятельных умений добывания знаний, правильной организации ученического учебного труда на уроке и дома, что способствует приобретению интереса к предмету, повышению систематического, тематического контроля со стороны учителя.
2.                                 Расширить условия психолого-педагогической поддержки учащихся, которая предполагает определение путей к самоутверждению, саморазвитию и самореализации воспитанников.
3.                                 Создать условия для психологической, технической, методической подготовки учащихся к ЕГЭ.
4.                                 Способствовать проведению тренировочных тестов по принципу от комплексных типовых заданий до заданий типа «С». Осуществлять проведение с жестким ограничением времени.