11 декабря 2013г. учителя РМО биологии и экологии активно участвовали в городском семинаре-практикуме "ЕГЭ: проблемы и пути решения".
На семинаре-практикуме выступала руководитель РМО биологии и экологии - Плотникова Т.А., учитель биологии МАОУ СОШ №10.
Тезисы:
Важной целью российского образования
на современном этапе его развития становится обеспечение качества обучения на
основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства.
Согласно концепции модернизации общего среднего
образования ученик становится равноправным субъектом образовательного процесса.
Результатом процесса формирования субъекта должен
быть обучающийся, способный самостоятельно формулировать цель деятельности,
выбирать средства для ее выполнения и оценки качества.
Все это определяет актуальную проблему -
формирование независимой системы оценки результатов обучения, которая повысит
доступность профессионального образования для всех территориальных и социальных
слоев общества.
Единый государственный экзамен - это испытание,
форма проверки знаний и умений, устанавливаемая государством, общая для всех
выпускников, сочетающая функции выпускной аттестации и вступительных испытаний.
На данный
момент не существует единой, отвечающей всем требованиям методики подготовки к
ЕГЭ по биологии.
В связи с этим возникает проблема: как следует организовать процесс обучения предметной
области «Биология» для подготовки учащихся к Единому экзамену.
Цель:
разработка и теоретическое обоснование деятельности учителя по подготовке
учащихся к ЕГЭ в процессе обучения биологии.
Исходя из цели сформулированы
следующие задачи:
1.
Усилить
контроль за подготовкой учащихся к новой форме аттестации.
2.
Провести
диагностическую работу и выявить проблемы.
3.
Выработать
определенную систему подготовки учащихся к ЕГЭ, которая будет способствовать
успешной сдаче экзамена.
4.
Способствовать
формированию положительных мотивационных установок у учащихся и родителей к ЕГЭ.
5.
Ориентировать
на конкретный понятийный аппарат, требующий от учащихся усвоения на разных
уровнях деятельности – от запоминания и достаточно высокого уровня репродукции
до построения логических умозаключений и творческого применения знаний.
6.
Обеспечить
учащимся необходимый уровень усвоения знаний большинства биологических понятий,
включенных в систему базового биологического образования.
7.
Научить
учащихся работе с учебником, извлечению их него важной информации, установлению
взаимосвязей между отдельными фрагментами текста, содержащимися как внутри
параграфа, так и в разных.
8.
Научить работе
с заданиями, отличающимися по своим формулировкам, типологиям, уровням
сложности.
9.
Научить
приемам с информацией – от тренировки памяти до систематизации материала, его
трансформации в текст, таблицу, график и обратно.
Вопрос подготовки к ЕГЭ в течение года находится
на внутришкольном контроле. Проходит
работа с бланками, КИМами, посещаемость занятий учащимися, наличие
информационных стендов в классе, организация подготовки к ЕГЭ на уроках и
индивидуальных занятиях.
При составлении плана подготовки учащихся к ЕГЭ тщательно
анализируются результаты предыдущего года.
В основном это ошибки в решении генетических и
цитологических задач, в результате отсутствия сформированного навыка их решения
из-за малого количества времени (1 час в неделю).
Составляется план подготовки учащимся к ЕГЭ в 10
классе. Проводится диагностическая работа,
и выявляются пробелы.
Активно используются сайты: ФИПИ, Решу ЕГЭ, где
можно самостоятельно составить большое количество вариантов для проверки
знаний.
Электронный диск издательства «Дрофа» - Готовимся
к ЕГЭ, который дает возможность самостоятельно составлять до 1000 разнообразных
вариантов с готовыми ответами и бланками.
В результате работы были сформулированы
рекомендации для учащихся:
1.
Работая по
подготовке к экзаменам, систематизировать уже имеющиеся знания, используя
справочники, а также сборники схем и таблиц по разным разделам биологии.
2.
Если будет
такая возможность, то позаниматься дополнительно на специальных курсах по
подготовке к ЕГЭ, на которых можно будет отработать технологию и навыки работы
с заданиями ЕГЭ.
3.
При работе с
контрольно-измерительными материалами внимательно читать задания и
контролировать полноту их выполнения.
4.
Если еще не
начали, то срочно начать систематизировать знания по курсам ботаники и зоологии,
анатомии на основании знаний курса общей биологии.
5.
Рассматривать
процессы и явления, не только используя знания по биологии, но и широко
пользуясь знаниями, приобретенными на других предметах (метапредметность).
Уделяется
большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, факультативах
и индивидуальных занятиях, отмечая ответы непосредственно в бланках. Проводится
ряд репетиционных работ по биологии по материалам ЕГЭ.
Проводится
многомерный анализ результатов учебных достижений (табличный процессор Excel);
электронные таблицы дают возможность производить расчеты по формулам,
осуществлять индивидуальный характер усвоения, корректировать содержание и
методику обучения.
На данном этапе более перспективными и мобильными
видами проверки образовательных достижений школьников являются:
терминологический диктант, решение биологических задач, заполнение схем,
таблиц, тестирование (с выбором одного или нескольких ответов, на определение
соответствия и последовательности предложенных элементов).
Эти проверки позволяют быстро установить обратную
связь с учащимися, определить результаты усвоения ими учебного материала,
систематически контролировать знания и умения большого числа школьников.
Основным требованием при оценке образовательных
достижений учащихся остается обеспечение полноты проверки усвоения изучаемого
материала, т.е. обязательной подготовки, которая зафиксирована в стандарте. В
то же время в проверочную работу включаются задания для выявления учащихся,
достигших более высоких уровней подготовки.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать
следующие выводы:
1.
Создать
условия для развития самостоятельных умений добывания знаний, правильной
организации ученического учебного труда на уроке и дома, что способствует
приобретению интереса к предмету, повышению систематического, тематического
контроля со стороны учителя.
2.
Расширить
условия психолого-педагогической поддержки учащихся, которая предполагает
определение путей к самоутверждению, саморазвитию и самореализации
воспитанников.
3.
Создать
условия для психологической, технической, методической подготовки учащихся к
ЕГЭ.
4.
Способствовать
проведению тренировочных тестов по принципу от комплексных типовых заданий до
заданий типа «С». Осуществлять
проведение с жестким ограничением времени.